Со 2 по 4 июня в Европейском университете в Санкт-Петербурге в онлайн-формате состоится Международная конференция по визуальным исследованиям, теории и истории фотографии «После (пост)фотографии». Тема конференции в 2022 году — «Присутствие и отсутствие».
Вероятно, еще никогда наша зависимость от фотографического медиума не ощущалась острее, чем в период с начала 2020 года по сегодняшний момент. С тех пор, как пандемия навсегда изменила мир, в котором мы живем, мы стали неизмеримо чаще обращаться к фотографии: выросло и число ситуаций, в которых мы используем ее, и количество просматриваемых изображений.
Чем сильнее ограничивались наши возможности физического взаимодействия, тем чаще мы обращались к визуальным медиа. Вместо путешествий мы смотрели документальные фильмы, и новость о дельфинах в венецианском Гран-канале, где их не видели уже годами, немного нас утешала. Мы вновь вспомнили о семейных альбомах и просмотрели тысячи изображений, скопившихся на жестком диске. Поскольку библиотеки были закрыты, коллеги великодушно переснимали целые главы из книг, оказывая неоценимую услугу тем, кому срочно нужно было прочитать их. Наши семинары превратились в ряды экранчиков, на которых участники — заключенные и сокамерники поневоле — представали анфас. Специальные чаты для неформального общения стали плохой заменой продуваемым сквозняком коридорам, где обменивались сплетнями и за стаканчиком холодного кофе затевали дерзкие исследовательские проекты.
Драма пандемии воплотилась в визуальных образах и аллегориях: в фотографии итальянской медсестры, упавшей в обморок после череды смен, в ролике с бывшей звездой немецкого тенниса Борисом Беккером, который аплодирует социальным работникам с балкона шикарного особняка, и в демонстрациях против пандемии, локдаунов, вакцинации и государства как такового. И, как всегда, многие проблемы остались за пределами видимости: всплеск домашнего насилия и алкоголизма, рутинная работа в госпиталях, ужас столпотворения в лагерях, смерти в нищете, которых стало не меньше, а больше. Можно назвать еще множество примеров того, как пандемия обострила проблемы медийного присутствия и отсутствия и фотографии или, шире, визуальности. Но, конечно, эти проблемы существовали и раньше, они присущи сфере изображения в целом, частью которой является фотография.
Поскольку фотография формирует широкую картину мира за пределами частного зрительного опыта, современность и общество, в котором мы живем, зависят от ее практик, а также от политики видимости и исключения. И эти практики, и политика определяются, конечно, тем, что показывает фотография. Но также — условиями производства, распространения и риторикой снимков. Так, фотографическое присутствие и отсутствие могут проявляться во множестве форм. Фотографические изображения могут использоваться для того, чтобы выделить, сформировать, вычленить или скрыть человека, предмет, событие или взаимосвязи; наделить их качеством особенности, заурядности, стандартности или безинтересности. Они могут обращаться к конкретным людям или широким аудиториям, метить в вечность или служить расходным материалом. Как осуществляется каждая из этих целей, зависит не только от намерений, но также от используемых технологий. Эти технологии, однако, не являются объективными или нейтральными. То, каким образом что-то на фотографическом снимке становится видимым или невидимым, обусловлено широким политическим контекстом и практиками зрения: если команда инженеров создает систему опознавания лиц и тренирует ее в основном на белых мужчинах, неудивительно, что такая система будет ошибаться или отказываться распознавать небелых и немужчин.
Учитывая все сказанное выше, мы приветствуем на конференции доклады, посвященные таким темам как:
- Образ как реальная вещь: фотографические подмены
- Skype, Zoom и BBB: телевизуальное присутствие и другие оптические опыты
- На меня не похоже: не-репрезентация посредством фотографии
- Мобильное присутствие: смартфон как презентация личности
- Распад фотографии: о чем говорят выцветшие снимки?
- Слепота технологий: чего фотография не может разглядеть и показать
- Фотографические медиа и их аудитории
- Вы увидите это лишь раз: эфемерность технологий
- Фотографии того, чего не было: ретушь, моделирование и другие технологии фотореализма
- Псевдо-фотография: фотографическая эстетика сонографий, томографий и прочих технологий визуализации
…и многим другим.
Как и прежде, конференция открыта для всех, кто проявляет интерес к фотографии. Для всех потенциальных участников конференции существует только одно правило: изучаете ли вы социологию, ядерную физику, этнологию, программирование, гендерные науки, метеорологию, право, вопросы памяти, криминологию, архитектуру, археологию, ботанику, историю искусства, математику, нумизматику, астрономию, гейм-стадиз или еще что-то в рамках гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, мы будем рады рассмотреть вашу заявку, если ваше исследование затрагивает фотографию в самом широком смысле слова!
У конференции два рабочих языка, русский и английский, однако к рассмотрению международным жюри заявки принимаются только на английском. Загрузите короткое описание исследования (250–400 слов) на английском языке не позднее 28 февраля 2022 года по ссылке. Пожалуйста, не отправляйте заявки по электронной почте!
Обратите внимание, что для подачи заявки вам нужно зарегистрироваться на сайте Easychair. Если вы хотите связаться с нами перед тем, как подать заявку, пишите на адрес: app@mur.at; мы ответим вам в течение пары дней и будем рады при необходимости созвониться через Zoom или Skype.
Оргкомитет конференции: Ольга Аннанурова, Мария Гурьева, Ольга Давыдова, Наталия Мазур, Дарья Панайотти, Фридрих Тетьен.
www.after-post.photography
fb: @afterpostphotography
t.me/afterpostphotography